В России первыми компаниями, начавшими внедрять у себя решения корпоративной IP-телефонии, были операторы связи. Потом этим занялись банки, крупные финансовые структуры, страховые компании. Затем за освоение IP-телефонии принялись сети продаж, крупные магазины, рестораны. Теперь же технологию внедряет малый бизнес.
Более 40% респондентов в России отметили, что компания считает внедрение IP-телефонии обязательным условием успешной деятельности. 30% собираются внедрить у себя IP-телефонию в течение трех лет, и 6% считают, что данное решение неприемлемо для малого бизнеса.
Нередко под понятием «IP-телефония» понимают сервис дешевых междугородних звонков через Интернет. Действительно, бурное развитие этой услуги сыграло положительную роль в создании известности технологии пакетной телефонии. Но одновременно сыграло и отрицательную, так как породило ожидание не очень высокого качества данного вида телефонной связи.
Однако, если говорить о более высоком качестве передачи голоса, то здесь IP-телефония обогнала традиционную. Например, кодек G.722 ориентирован на канал в 128 кбит. И если для звонков по локальной сети офиса включить этот кодек, то абоненты отмечают значительное улучшение качества звука по сравнению даже с цифровой телефонией.
Основная же выгода VoIP для бизнеса - это возможность построения более эффективных систем корпоративных коммуникаций с различными голосовыми сервисами. Эффективность таких систем (по сравнению с традиционными) заключается в следующем:
- более простое и дешевое внедрение (т.к. VoIP системы строятся на базе существующей интранет-сети)
- бесплатная голосовая связь внутри компании (даже при географически распределенной структуре бизнеса)
- возможность доступа ко всем коммуникационным возможностям дома и в коммандировке (через интернет)
- возможность интеграции голосовых сервисов в бизнес-приложения и бизнес-процессы
- продвинутые возможности по записи разговоров и ведению статистики
Согласно прогнозам развития российского телекоммуникационного рынка, операторы связи следуют курсом общемировых тенденций по пути предоставления телефонного соединения по IP-каналам. В крупных городах можно получить VoIP-подключение по прямому IP-каналу или через DSL-соединение. Одна из основных причин стремления операторов связи к IP-подключению клиентов заключается в том, что за счет использования единой мультисервисной IP-инфраструктуры они могут в одном канале связи предоставить клиентам больше услуг по более низкой себестоимости. То есть запрос на подключение к телефонии у этих операторов связи по VoIP-каналу обычно ниже, чем по традиционному телефонному каналу. А с точки зрения расширения количества телефонных линий и стоимости звонков VoIP-каналы позволяют экономить на междугородных и межофисных звонках, а также сохранить номер при переезде в другой офис.
В офисе с традиционной телефонией необходимо иметь три отдельных устройства (телефонная станция, коммутатор локальной сети и маршрутизатор), два подключения к операторам связи (телефонное и Интернет) и по две розетки на каждом рабочем месте: компьютерную и телефонную. В офисе с корпоративной IP-телефонией необходимо иметь два отдельных устройства (коммутатор локальной сети и маршрутизатор — телефонная IP-станция находится внутри маршрутизатора), одно подключение к оператору связи и по одной розетке на каждом рабочем месте. При этом VoIP-подключение к городской телефонии изначально многоканальное, а традиционная телефонная станция зачастую поддерживает только аналоговые телефонные линии.
Если же малая компания располагается не в одном офисе, а в двух (или даже больше), то, помимо коммуникационных задач для одного офиса, возникает еще и задача объединения компьютерной и желательно телефонной сетей двух офисов.
Применение корпоративной IP-телефонии для объединения двух офисов позволяет использовать единый план нумерации и централизованное подключение к телефонному оператору связи. Сотрудники центрального и дополнительного офисов могут звонить друг другу по коротким номерам.
Как показывает практика стоимость эксплуатации системы корпоративной IP-телефонии на 40–85% ниже, чем стоимость эксплуатации системы традиционной телефонии. Закупочная же стоимость оборудования традиционной и IP-телефонии примерно одинакова или может отличаться на 10–15%. Если же в компании уже существует или внедряется конвергентная IP-инфраструктура, то переход на корпоративную IP-телефонию будет дешевле по сравнению с приобретением оборудования традиционной телефонии.