Значительная часть пользователей уже не пугается термина VoIP, подразумевающего технологию, с помощью которой можно осуществлять голосовые звонки, пропуская трафик по каналам сети Интернет.
Сейчас на рынке представлено множество программных решений для VoIP - такое ПО имеет образное название Softphone, и его основная задача состоит в эмуляции на компьютере пользователя всех функций обычного IP-телефона. Использование подобных программ оправдано как пользователями стационарных компьютеров, так и теми, кто значительную часть времени находится в разъездах - сэкономить на использовании современных технологий для снижения затрат на связь представляется вполне разумным.
Одно из самых перспективных направлений для применения VoIP - мобильные терминалы. Рассматривая новинки ведущих производителей, можно отметить интересную закономерность - все производители, будь то Nokia, SonyEricsson, Samsung или Motorola, а также HTC и E-ten отчетливо понимают, что, получив доступ к сетям 3G, пользователи станут передавать голосовой трафик по каналам сети Интернет, а не традиционным способом через сотовые сети, как это происходит сейчас. Причем, там, где это возможно, они предпочтут технологии Wi-Fi. Однако, устанавливать VoIP-клиенты в свои терминалы "по умолчанию" они не торопятся - все-таки большинство терминалов во всем мире реализуется через торговые сети, которые принадлежат операторам сотовой связи. Между тем, никто не мешает сделать это пользователям самостоятельно. Таким образом, эра обычных мобильных терминалов, предназначенных только для того, чтобы позвонить, быстро проходит, и теперь пользователям предлагают все более современные и, естественно, дорогие устройства, сочетающие в себе карманный компьютер, мобильный терминал, фотокамеру и т.д.
В целом, в мобильных сетях есть как минимум три сферы применения для VoIP.
Во-первых, в качестве "последней мили" с последующим терминированием трафика в телефонные сети общего пользования. Это направление связи освоено уже давно и успешно, благо подходящее оборудование любого класса (от простых шлюзов до цифровых АТС) можно найти у любого производителя "железа", но оно подходит, скорее, для крупных и средних организаций, чем для частного использования.
Во-вторых, это end-to-end VoIP, который обычно существует в изолированных сегментах сети (к примеру, VPN), организуемых для каких-либо корпоративных клиентов: так, системы IP-телефонии действуют во многих финансово-кредитных учреждениях, крупных компаниях с разнесенными офисами, а также в государственных службах (в частности, Министерство по налогам и сборам одним из первых внедрило у себя IP-телефонию). Операторы против именно такого VoIP тоже не возражают, поскольку получают значительное финансирование за предоставление IP-сервиса с гарантированным качеством (при таком использовании значительно увеличивается количество потребляемого трафика, а за счет крупных клиентов число пользователей такими решениями бывает весьма значительным).
В-третьих, это решения класса Skype или SipNet, или Fring, которые ничем себя в потоке данных не выделяют, а являются "софтофонами" для смартфонов и коммуникаторов: как раз полноценное решение для "частников".
В любом случае, настоящее рынка мобильной связи таково, что уже в ближайшее время предложения для частных пользователей будут сформированы как со стороны мобильных операторов, так и со стороны крупных порталов и интернет-проектов.